Система школьного самоуправления имеет три уровня:
I - (базисный)- классное ученическое самоуправление;
II - школьное ученическое самоуправление;
III- школьное самоуправление.
Структура школьного самоуправления МАОУ СОШ №41
Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый ( базисный)- классное ученическое самоуправление, второй - школьное ученическое самоуправление, третий- школьное самоуправление.
Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 5 по 11 классы. Выделим ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного образования. Это познавательная деятельность, самообслуживание, художественно- эстетическая, спортивно- оздоровительная и информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Получается 5-6 рабочих органов
Рабочие органы самоуправления называются комиссиями, советами, комитетами и т.д., например, комитет « Знание», комитет( комиссия) « Свой голос», комитет « Олимп», комитет « Затейник» и т.д. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека- его члены. Из председателей комиссий создаётся совет класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Староста (председатель):
- контроль за посещаемостью;
- организация генеральных уборок
- организация дежурства по школе;
- проведение собраний (заседаний);
Заместитель старосты (председателя):
- контроль за опрятностью, внешним видом, формой;
- организация дежурства по классу;
- организация питания в столовой;
- проведение собраний ( заседаний).
Комитет «Знание»:
- учёт посещаемости;
- организация и проведение конкурсов по предметам;
- контроль за успеваемостью;
- проведение собраний (заседаний) по вопросам образования.
Комитет «Олимп»:
- пропаганда здорового образа жизни;
- подготовка и организация походов и слётов;
- организация соревнований по различным видам спорта;
- определение лучших спортсменов класса.
Комитет «Свой голос»:
- выпуск газет;
- подготовка и оформление реквизитов к праздникам и вечерам;
- подбор и редактирование материалов для школьной газеты.
Комитет «Затейник»:
- подготовка классных часов;
- организация и проведение концертов, праздников, дискотек;
- разработка сценариев, проведение репетиций.
Совет класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирут деятельность своих членов, готовит информацию и предложения, отражающие потребности детей, в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является собрание обучающихся класса.
Структура второго уровня ученического самоуправления коллектива учащихся школы - школьное ученическое самоуправление. Оно представлено Ученическим советом школы (Большим и Малым). Это те же органы, но состоящие из председателей одноимённых классных органов самоуправления:
- Комитет «Затейник», комитет « Свой голос» и т.д. Классные коллективы могут делегировать в Ученический совет школы своих представителей или они могут быть выбраны на школьной ученической конференции. Педагогическое руководство в Ученическом совете школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
- Ученический совет реализует следующие функции. Проводит вертикально- горизонтальный анализ работы классных органов самоуправления. Готовит анализ и предложения на совет школы. Анализирует работу своих членов. Обеспечивает социальную защиту учащихся. Высшим органом ученического самоуправления является конференция (собрание) учащихся школы.
Третий уровень - школьное самоуправление. В этом случае можно говорить о соуправлении, потому что его орган ( совет школы) состоит из членов Ученического совета, педагогов- консультантов и родителей. Этот орган соуправления состоит из представителей самоуправляемых коллективов. Его функции: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия- прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей. Совет школы- это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.