Цель наставничества на школьном уровне – создание условий для внедрения и развития системы наставничества в школе.
Что такое наставничество?
Наставничество –это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Кто участвует в наставничестве?
Наставник, наставляемый и куратор.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
В качестве наставников проекта школы отбираются учащиеся 9-11 классов, которые:
- имеют достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера;
- имеют свою историю успеха и хотят поделиться своим опытом;
- готовы развиваться, учиться, узнавать новое и сделать мир лучше.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми могут стать ученики 5-9 классов, которые:
- имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться;
- знают, чем хотели бы заниматься, но не знают с чего начать;
- хотят найти ответы на свои вопросы;
- ищут доступ к качественному опыту и внимательной поддержке;
- хотят научиться осуществлять мечты, правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное.
Куратор – педагог школы, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает? Наставничество осуществляется в рамках учебного года и имеет несколько этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
Формы наставничества "ученик-ученик" используемые в школе по направлениям "успевающий-неуспевающий", "лидер-пассивный", "лидер-активный", "равный-равному", "менеджер-проектная команда".
Что дает участие в наставничестве?
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
- доступ к практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни.
- новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
- новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.
Участие помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.
Наставничество педагогов
Цель: совершенствование психолого-педагогической, научно-методической компетентности учителей, повышение их общей и профессиональной культуры, обновление научно-теоретических знаний.
Задачи:
- Программа развития системы наставничества в МАОУ СОШ №41 г.Томска на 2020 – 2024 годы.
- Положение о наставничестве в МАОУ СОШ №41 г.Томска.
- Программа работы с молодыми специалистами или молодыми учителями.
- Приказ "О закреплении молодых и начинающих учителей школы за педагогами-наставниками"
- Содействовать саморазвитию и самообразованию педагогов и обучающихся школы.
- Обеспечить повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогических работников и их наставников с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Способствовать повышению учебной мотивации у обучающихся и к росту квалификационного уровня педагогов.
-
оказать методическую поддержку в адаптации молодых учителей/студентов в коллективе;
-
определить уровень его профессиональной подготовки;
-
выявить затруднения в педагогической практике у педагогов со стажем работы более 0 лет;
-
формировать творческую индивидуальность молодого учителя; создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
-
развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию;
-
развивать навыки межпредметного и межшкольного сотрудничества.